С чего начинается терапия:
1. Знакомство (если у вас не
предусмотрена бесплатная диагностика, где вы уже
познакомились). Так же тут
стоит рассказать о том, что
будет происходить на встрече.
2. Правила терапии:
конфиденциальность, опоздания, оплата, отмена встречи, последняя встреча, домашние задания и так далее.
3. Уточняем эмоциональное состояние клиента (это так же можно сделать и в самом начале, не принципиально). Я рекомендую своим клиентам оценить эмоциональное состояние по 10 бальной шкале вместо привычного “нормально”, “сойдет” и так далее.
1. Обязательно уточните не только запрос клиента, но и его ожидания: “К чему в итоге вы хотели бы прийти?”
2. Так же стоит узнать, какую помощь рассчитывает получить клиент конкретно от вас: “Какую помощь вы рассчитываете тут получить?”
3. Точка В (к чему хочет прийти клиент) должна быть “твердой”. Не просто “стану уверенной”, а через какие действия, поведение это будет проявляться.
“Психолог должен быть достаточно ленив” — чтобы не делать работу за клиента. Но вместо того, чтобы спрашивать, начинающие психологи, желая показать свою ценность, сразу же обращаются к клиенту через утвердительное предложение.
Утвердительное предложение:
“По моему, ты здесь чувствуешь много радости и счастья, когда говоришь об этом”. Клиент в этом случае может не на столько ярко заметить эти чувства (если они есть), напрямую взять то, что предлагает психолог.
«Правильно ли я
понял(а), что...»
Вопрос, который помогает собрать воедино множество сказанного и подвести промежуточный итог в терапевтических целях.
А так же убедиться в том,
правильно ли вы услышали своего
клиента и поняли причинно -
следственные связи.
Каждый из этих пунктов очень важен. Иногда бывает так, что клиент предполагает получить ту помощь, которую не может предложить ему психолог (например, изменить поведение родителей/мужа/детей). Именно поэтому так важно уточнять ожидания от работы и к чему хочет прийти клиент. НЕ ДОДУМЫВАЙТЕ ЗА НЕГО!
Терапия — творческий процесс, похожий на сбор пазла. Вы как зеркало — отражаете услышанное и увиденное. Так же стоит подводить промежуточные итоги того важного, о чем говорит ваш клиент. Иногда услышать со стороны то, о чем мы только что говорили, бывает так же терапевтично.
После сбора анамнеза мы должны предположить
гипотезу: где могут скрываться корни проблемы? Куда вести клиента?
Далее мы проводим диагностику (на обучении
“База для психолога” я даю 10 разных техник) с
целью того, чтобы дособирать анамнез и подтвердить или опровергнуть гипотезу.
И только теперь наступает стадия терапии, где вы
работаете в направлениях, которым обучались (их
сейчас огромное множество, важно выбрать то, что
отликается именно вам).
Сам гайд доступен для скачивания, по кнопке ниже :)
Вопросительное предложение:
“Скажи, когда ты об этом говоришь, что ты чувствуешь?”. Здесь клиенту приходиться поработать и обратиться внутрь к своим чувствам. Найти их, определить и, возможно, прочувствовать более ярко.